Thursday, September 12, 2013

readers digest: часть 1

Я, кажется, начала подниматься вверх по синусоиде и сегодня по крайней мере уже не напоминаю выражением лица рыбу-унылое-говно. И это прекрасно! По этому поводу расскажу-ка я вам (сто лет уже обещаю) о последних прочитанных новинках (и не очень) шведской (и не очень) литературы.
Начнем с безоговорочной классики и с того, в чем шведы особенно сильны - с детективов. Насколько мне известно, вся бурная история шведской криминальной литературы началась в 50х с некоей супружеской пары - Maj Sjöwall и Per Wahlöö, которые в свое время сочинили целый детективный десятитомник о комисаре Мартине Беке - классическом таком бравом полисмене, с пропитой печенью, недосыпанием и разваливающейся семьей. Да-да, именно с него Хеннинг Манкель впоследствии слизал своего Курта Валландера - и ведь практически один в один слизал! Но, думается мне, парочка Шёваль-Валё сделает Манкелю шах и мат. Сокрушительный.
Моей первой и на данный момент последней (но я буду продолжать!) книжкой вышеупомянутой пары стала Den skrattande polisen (Смеющийся полицейский), откуда-то из середины серии. Наткнулась я на нее среди последних бук-ревьюерских эссе Франзена, впечатлилась рецензией и немедленно прочитала. Ну и что я вам могу сказать - это было прекрасно. Единственное замечание - первые тридцать страниц читать как-то совершенно неувлекательно - непонятно кто это люди, при чем тут автобус и куда вся эта история движется. Зато потом - непрекращающийся пир духа. Прекрасно прорисованные персонажи (все бы так писали - у детективной литературы была бы куда более клевая репутация), обаятельнейший главгерой-комиссар, диалоги, которым хочется аплодировать стоя, сюжетная линия, от которой не хочется покрыться фейспалмами и наконец - неплохая концовка. Франзен рекомендовал Шёваль-Валё для проведения времени во время простуд, а я вот вам их просто порекоммендую - особенно для тех, кто хочет почитать про мимимишечную социалистическую Швецию 60х. Единственное, в чем детективная парочка проигрывает Манкелю - умение закрутить сюжет с первой страницы и держать читателя в цепких коготках стремительно-стремительно написанного текста. У них как-то медленнее все развивается. А в остальном - шах и мат, да.

А теперь мы перепрыгнем из 50-60х сразу в 90е, а из Швеции - в Норвегию. И обратимся мы к даме, которая в свое время получила все возможные скандинавские литературные премии, и имя ей - Karin Fossum. Все ее награды заработаны кстати одной единственной книгой - детективным романом Se dig inte om! (Не оборачивайся!). Сразу скажу, что к моему огромному разочарованию, название не имеет вообще никакого отношения к тому, что описывается в книжке. Что собственно не делает книжку хуже. Надо скзаать, этому детективу я очень приятно поразилась. Давно я не читала в этом жанре ничего такого мягкого, обволакивающего и женственного. Причем в хорошем смысле женственного - не слюнявого и истеричного, а наполненного теплом, сопереживанием, пониманием детей, женщин, мужчин и всех остальных слабых существ на свете. 
Никакого омерзительного насилия (все как я люблю - один труп, никаких кровавых подробностей, всё внимание не там), очень психологично, очень герметично (типичное "убийство маленькой деревни", когда формула "убийца - сторож" - не работает, и автору приходится однин за одним описывать всех персонажей, давая читателю самому поломать голову над тем, кто же всё-таки гребанный убийцы), и очень логично, что вообще в этом жанре встречается редко. А еще у барышни-автора очень неплохое чувство юмора, легкое такое. В общем, я очень приятно удивлена. Подойдет тем, кто любит Агату Кристи и тем, кому интересно полюбопытствовать, как это - когда детективное убийство разыгрывается ни где-нибудь, а прямо таки на норвежском фьорде :) Также в "Не оборачиваются" влюбятся поголовно все любители психологических детективов, которые терпеть не могут, когда сюжет романа заключается в том, что прекрасный главный герой с-самого-начала-все-подозревает-но-коррумпированное-начальство-сует-ему-палки-в-колеса. Такой фигни тут нет, так что наслаждайтесь, дорогие единомышленники :)
Ну и закончу я сегодняшнее повествование о детективах рассказом о совершенно особенной книге. Точнее трилогии. За всю трилогию пока говорить не буду, а вот первый роман я уже прочитала, и поразил он меня в самый мозг. Трилогия называется Viktoria Bergmans svaghet (Слабость Виктории Бергман), а первая ее часть - Kråkflickan (Девочка-Ворона). Так, а теперь немедленно перестали кривиться на это название. Не смотря на его крайний идиотизм, под обложкой скрывается первый в мире роман, который меня откровенно наебал. Долго-долго, страниц 300 водил за нос, рассказывал какие-то баечки и уводил внимание в сторону, а потом перевернул всё повествование так, что я рвала на себе волосы и не могла понять - как же я раньше обо всем не догадалась!? А догадка ведь и правда даже не мелькнула! Это такое упоительное чувство, не поверите - будто тебе снова 14 и мозгов у тебя, как у полевой мышки. Ах! 
Ну и кроме этого есть также несколько других очень приятных бонусов - удивительно черная, липкая, суггестивная атмосфера, изумительный отвратительно-образный язык, повествование балансирующее на грани с полной чернухой и нонсенсом. Заметьте - балансирующее, но в чернуху таки не падающее. Иногда, знаете ли, хочется чего-то такого. Чтобы нырнуть в книжку - как черное лесное озеро - а потом вынырнуть и порадоваться, что ты тому миру не принадлежишь. Кстати, рекомендовать вот я ее вам не буду - очень уж на любителя. Инцест, насилие, множественные личности, психопатия, психотерапия, невротические полисмены, лесби-отношения, разваливающиеся браки, деструктивные отношения - в этой книге пожалуй всем сестрам по травме найдется. Так что - на ваш страх и риск. Если что - я не виноват :)
Такие вот дела. Что-то я думала, что у меня запала хватит на то, чтобы всю мою библиотечку отрецензировать, но как-то нет, на детективах я стухла :) Так что ждите в следующих сериях - рецензии на кое-что более серьезное - например, теологический трактат Юнаса Гарделя, и на сборник рассказов Алис Мунро.. Хм, что-то еще я там читала, но сейчас так уже и не вспомню. В любом случае - продолжение следует!

No comments:

Post a Comment